Юлия Вениаминовна Залазаева, воспитатель детского сада "Ладошки"

КАРТОТЕКА Психогимнастика.

 Картотека «Психогимнастика» (релаксация).

Упражнение 1. «Драка».

Цель: расслабить  мышцы  нижней части лица и кистей рук. 

Дети сидят в кругу. Воспитатель рассказывает: «Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!» 

Рекомендации: это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

Упражнение 2. «Воздушный шарик».

Цель: снять напряжение, успокоить детей. 

Дети стоят или сидят в кругу. Воспитатель  дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

  Рекомендации: упражнение можно повторить 2- 3 раза.

 Упражнение 3. «Воздушный шарик» (вариация). 

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

 Дети сидят на стульчиках.Воспитатель рассказывает: «Откиньтесь на спинку стульчика, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди так, чтобы пальцы сходились. Глубоко вдохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь,  тем больше шарик! А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика. Не торопясь  повторите! Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Сделайте паузу, сосчитайте до пяти. Снова вдохните и почувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением!»

Упражнение 4. «Подарок под елкой».

Цель: расслабить мышцы лица, особенно вокруг глаз.

Дети сидят или стоят в кругу. «Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь». 

Рекомендации: после выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят),  кто о чем мечтает.

Упражнение 5. «Дудочка».

Цель: расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ. 

Дети сидят или стоят в кругу. Воспитатель рассказывает: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы, в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!». 

Рекомендации: можно предложить детям издавать различные, приятные звуки то громко, то тихо.

Упражнение 6. «Штанга». 

Цель: расслабить мышцы спины.

Дети стоят в кругу на свободном расстоянии друг от друга. «Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз». Рекомендации: повторить упражнение 2-3 раза.

Упражнение 7. «Штанга» (продолжение).

Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным. 

Дети стоят в кругу на свободном расстоянии друг от друга. «А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все -  чемпионы! Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». 

Рекомендации: упражнение можно выполнить несколько раз.

Упражнение 8. «Сосулька». 

Цель: расслабить мышцы рук.  

Дети стоят в кругу. Воспитатель рассказывает: «Ребята, я хочу загадать вам загадку: У нас под крышей Белый гвоздь висит,Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) будет читать  эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой. На третью, четвертую строчки уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем! Здорово получилось!»

Упражнение 9.«Шалтай-Болтай».

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. 

Дети стоят по кругу. Воспитатель заговорчиски: «Давайте поставим маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».Шалтай - Болтай  сидел на стене. Шалтай  - Болтай свалился во сне. (С. Маршак)Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» -  резко наклоняем корпус тела вниз. Порепетируем? А теперь выступаем! Молодцы!»

Упражнение 10. «Винт». 

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. 

Дети стоят в кругу на достаточном расстоянии друг от друга. "Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали!» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ... Стоп!»  Рекомендации: этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

Упражнение 11. «Насос и мяч».

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.

Дети стоят  в кругу. «Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас  - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях. После второго «с» выпрямилось туловище. После третьего  - у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут! Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса...   Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение».

  Рекомендации:  играющие меняются ролями. 

Упражнение 12. «Корабль и ветер».  

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.Дети сидят в свободных позах на ковре в кругу. «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать,  как шумит ветер!» 

Рекомендации: упражнение можно повторить 3 раза. 

Упражнение 13. «Марионетка». 

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса. 

Дети стоят по кругу. «Представьте, что вы превратились в кукол, которые выполняют те движения, которые нужны кукловодам – так называют актеров кукольного театра. Встаньте прямо и задержитесь  в позе куклы. Ваше тело стало твердым, как у Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы. Представьте, что они деревянные.Напрягите ноги и колени, пройдитесь так. Ваше тело словно деревянное.Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти. А теперь скажите себе: «Расслабься и размякни». Мышцы расслабляются. Напряжение уходит. Можно помассировать одой рукой другую руку, затем кончиками пальцев погладить лицо».

Упражнение 13.«Полет высоко в небе».

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. 

(Звучит спокойная расслабляющая музыка). Дети лежат на ковре. Воспитатель рассказывает:  «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос.  Дышите медленно и легко. Теперь представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он - птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе,  и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе.  Теперь вы, медленно взмахивая крыльями, приближаетесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

Упражнение 14.«Порхание бабочки».

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. 

Дети лежат на ковре. Воспитатель рассказывает:  «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.  Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит,что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько в нем ярких цветов. Бабочка перелетает с цветка на цветок, наслаждаясь нектаром. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Вдохните еще раз его аромат.  Теперь представьте, как вы, бабочки,  вспорхнули с прекрасного цветка и поднялись высоко в небо!  Откройте глаза. Кто желает, расскажет  о своих ощущениях ».

Упражнение  15.«Необычная радуга». 

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

Упражнение выполняется лежа. Дети лежат на ковре.«Лягте удобно, расслабьтесь. Дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.Первый цвет -  голубой. Представьте себе голубое небо, голубые цветы, голубое озеро Голубой цвет может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой цвет приятно ласкает в жару, он освежает вас, как купание в озере. Ощутите эту свежесть и  запомните ее!Следующий цвет – желтый.  Представьте себе желтую бабочку, желтые одуванчики. Желтый цвет приносит нам радость, он согревает нас, как теплое ласковое солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Следующий цвет – зеленый. Зеленый цвет – цвет мягкой лужайки, шелковистой травки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда смотрели на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день». 

Рекомендации: в течение дня можно поговорить о пережитых каждым ребенком ощущениях в индивидуальной беседе, чтоб ребенок мог не только пытаться представлять описываемые воспитателем события, но и описывать свои ощущения.

Упражнение 16. «Цветок».

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

 (Звучит спокойная расслабляющая музыка).  Дети стоят в кругу. «Присядьте на корточки, опустите голову и руки.  Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы.  Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок.  Покажите, как растет ваш цветок. Представьте,  каким цветом будут его бутоны. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны. Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево.  Поддайтесь легкому ветерку, покачайтесь в его такт. На прогулке расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветками».

Упражнение 17.«Водопад». 

Цель: снять напряжение, успокоить детей. 

(Упражнение выполняется под расслабляющую музыку).Дети стоят по кругу. «Закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свежий, прозрачный. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по вашей спинке, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте  немного под водопадом, позволяя воде омывать вас, ваши ноги. Пройдитесь по вытекающей из водопада речке, поднимая брызги. Эти брызги блестят и переливаются на солнышке всеми цветами радуги! Как красиво! Наклонитесь и умойте лицо этой прозрачной водицей. Ощутите эту влагу, которую дарит нам  прохладная вода в жаркий летний денек!  Вернитесь к водопаду, еще раз встаньте под его струи, пусть вода снова омоут вас и унесется прочь, забирая с собой все ваши печали и обиды! Стряхните их с рук.  (Дети трясут руками, сбрасывая воображаемые невзгоды). Запомните свои ощущения, потом постарайтесь описать их мне».

  Рекомендации:  обязательно поговорить с детьми, желающими поделиться своими переживаниями, ощущениями.

Упражнение  18. «Лифт».

Цель: расслабить мышцы спины, живота. 

Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу.«Положите ладонь на живот. Представьте, что живот – это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома.  Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что это третий этаж дома. Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»! Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздух дошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните  через рот.Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этаж выше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните через рот. Вдохните и «поднимите лифт »еще на один этаж – до груди. Задержите дыхание. Выдохните через рот.Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение и волнение выходят из вашего тела, словно из дверей лифта».

Упражнение 19. «Глубокое дыхание» . 

На счет 1,2,3,4 -  глубокий вдох носом. На счет 4,3,2,1 - выдох через рот. Время выполнения - 2-3 минуты.

11 августа 2016 в 20:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.