Юлия Вениаминовна Залазаева, воспитатель детского сада "Ладошки"
"Живое - неживое" (беседа в средней группе по технологии Н.М.Крыловой "Детский сад - дом радости"Образовательная область: «Коммуникация», «Познание». Цель: Пополнение и систематизация знаний дошкольников о живых организмах, о природных явлениях. Программные задачи: - образовательные: -пополнять, систематизировать знания детей; - раскрыть зависимость живых организмов от неживой природы; - активизировать словарь детей -развивающие: способствовать развитию: - связной речи детей, побуждая использовать в речи прилагательные; - навыков свободного общения детей между собой и с взрослым; - умения отстаивать свою точку зрения; - произвольного внимания, ассоциативного мышления и фантазии детей. - воспитательные: - воспитывать любовь к родной природе; - воспитывать чувство прекрасного при общении с миром животных. Интегрируемые образовательные области: - социально-коммуникативное развитие, - познавательное развитие, - речевое развитие, - физическое развитие. Словарная работа: живое, неживое, материалы, инструменты, дышат, растут, питаются, передвигаются, размножаются, живая природа, неживая природа,красота. Предварительная работа: - ежедневные наблюдения на прогулке, наблюдения за птицами, - рассматривание иллюстраций о живой природе, - помощь воспитателю в уходе за комнатными растениями, - наблюдение за пересадкой растений. - кормление рыбок, наблюдение за чисткой аквариума, - опыты с водой, камнями, песком, глиной, -работа со схемой «живое-неживое», - чтение и разучивание стихов, - пальчиковые, речевые и дидактические игры. Демонстрационный материал: - Схема «Живое-неживое», - Цветущий комнатный цветок, - Рыбки в аквариуме, - Изображение птицы в клетке, - Контейнеры с водой, камнями, землей, глиной, песком. - Игрушка Незнайка с большой сумкой. Форма проведения: совместная деятельность. Ход деятельности: Мотивация до завтрака: В: Сегодня я шла в детский сад и увидела, как высоко в небе летит самолет, а ниже его летит ворона. И задумалась! Они живые или неживые? Д: полилог детей. Да, ворона живая, нет, неживой самолет, но все равно летает! В: - Кто считает, что ворона живая? Она кто? Почему вы думаете, что она живая? Д:- Ворона – это птица. Она умеет летать, передвигаться, летает с помощью крыльев, у нее есть хвост и перья. Она клюет зернышки… В:- А кто считает, что самолет живой? Он тоже летит, двигается. Д: Нет, он неживой! А летает он, потому что его сделали! В:- А вот как его сделали и кто, мы с вами поговорим после завтрака… В: -О чем мы говорили с вами до завтрака? Откуда же взялся самолет? Кто его сделал? Д:- Его сделали умелые люди на техническом заводе. В:-А кто мне может рассказать, как же его сделали? Д:- Задумали, взяли материалы – и металл, и резину, и стекло, и пластмассу, выбрали инструменты – станки, все сделали по - порядку и получился в результате самолет. В:- Полетели на самолете! Организационная игра «Самолеты». В:- Самолеты идут на посадку. В:- Тук-тук-тук. ( Пришел Незнайка с большой сумкой.) Незнайка. – Как тут у вас весело, красиво. А на улице так плохо, ни одного листика нет, деревья все голые стоят. А у вас такая красота! Цветы распускаются, рыбки плавают, а в соседней группе птички поют. Вы их каким ключиком заводили? Д:- Они живые, сами двигаются! Н:.- Как это живые? Что значит живые? В:- Кто сможет объяснить Незнайке, рассказать ему о признаках живого организма? Д:- Они дышат, растут, едят (питаются), передвигаются и размножаются. Н:- Живые… Как здорово, как красиво! Я был в другом детском саду, и ребята меня попросили принести имКРАСОТУ. Вы мне дадите свое красивое, я и отнесу. У меня даже сумка с собой есть!( Воспитатель показывает большую сумку Незнайки)Вы поймайте одну рыбку сюда, от этого растения грязь отряхните, и оно в сумку поместится, потом туда птичку я положу, в соседней группе попрошу, сумку закрою, пусть в ней попрыгает немножко. В:- Незнайка, Незнайка!... Кто же так делает? Ребята, правильно Незнайка решил сделать, собрав всех в одной сумке?! Д:- Нет, неправильно! Он все перепутал! В:- Ну, конечно! Незнайка как всегда ничего не понял, ему надо убедительно доказать, почему неправильно то, как он хочет поступить. Дети приводят доводы в неправильности поведения Незнайки. В: - Что может произойти в сумке с рыбкой, кто объяснит Незнайке? Д:- Она может погибнуть, стать неживой. В:-Почему она может стать неживой, что должен знать Незнайка, чтобы не сделать ошибки? Дети доказывают, что рыбка живая, называя пять признаков живого. В:- А растение живое? Докажите. (…) В: - А птичка живая? Докажите. (…) В:- Итак, что же хотел перенести Незнайка в другой детский сад? Какую красоту? Д:- Незнайка хотел отнести все живое, и положить это в одну сумку! А так нельзя! Рыбка же погибнет без воды… Цветок завянет без земли и засохнет, если его не поливать долго…А птичка домашняя, и без клетки жить не сможет… Н: - Я понял, живое в другой детский сад переносить нельзя! В: - Правильно, Незнайка! Нельзя переносить в сумке! Ребята, так что же нужно сделать, чтобы потом поделиться своей красотой с другими детьми? Д:- Цветок нужно оставить в земле, полить его и дальше ухаживать за ним. Тогда он будет радовать нас своей красотой! В:- Значит, растение нужно оставить в земле, а рыбку? (воспитатель показывает контейнеры с водой, землей) Д:- Рыбку нужно оставить в ее аквариуме. В: - А чтобы рыбка жила долго, что ей надо для этого, какие условия? (воспитатель показывает контейнеры с камнями, с песком) Д:- У нее должна быть чистая вода, чистые камни на дне, песочек. А для питания рыбке нужны водоросли… В: - Вы согласны, что рыбка, растение, птичка – все живые. Почему? Дети повторяют пять признаков живого организма, показывая соответствующие картинки. В:- Это все ЖИВОЕ (обводной жест), а как мы можем одним словом назвать все, что лежит в контейнерах? (обводной жест). Это все какое? Д:-Это все НЕЖИВОЕ! В:- Все согласны? Если вы думаете, что это - живое, надо доказать. А если думаете, что неживое, тоже надо объяснить свою точку зрения. Дети пытаются доказать, опираясь на признаки живого организма. В:-Чем похоже все живое? (дети называют 5 признаков живого) В:- По каким признакам камень неживой? (…) В:- Кто докажет, что песок неживой? (…) В: - Про землю кто докажет? (…) В: - Про воду? (…) В: - Значит, про все это как мы сможем сказать одним словом? Д: - Это неживая природа! В: - Почему? Д:- Нет признаков живого! В:- А мы с вами какие? Почему мы живые? Кто сможет объяснить? Дети объясняют, опираясь на схемы-карточки. В: - А одежда у нас живая или нет? Докажите. (…) В:-Что еще есть вокруг нас неживого? Д:-Естьразные предметы и вещи.(называют…) В: - Как вы думаете, нам хорошо с неживым? Почему? Д: Да, хорошо. Неживое нам помогает… В: - Тогда скажите, рыбке хорошо в неживой воде? Почему? Д: - Это ее дом, он дышит в воде воздухом, питается в воде водорослями. В: - А земля живая или нет? Д: - Нет! В: - Почему тогда растению хорошо в земле? Д: - Его корни в земле питаются полезными веществами. Оно растет в земле… В: - А птичка почему не смогла бы находиться у Незнайки в сумке? Д: - Там темно и мало воздуха. А птичка дышит воздухом… В: - Как вы думаете, а воздух живой? Д: - Нет! В: - Значит, и живой птичке нельзя без неживого воздуха! Так что же не знал Незнайка, когда решил всех посадить в сумку? Кто ему объяснит его ошибки? Дети поочереди рассказывают о каждом живом объекте, объясняя Незнайке его ошибки. Н: - Я понял! Я лучше позову детей к нам в детский сад, чтобы они пришли и полюбовались нашей КРАСОТОЙ! В: - Хорошо, Незнайка, приводи своих детей, наши ребята и им смогут объяснить, почему живые организмы должны жить в своих условиях! Незнайка забирает свою сумку и уходит… А мы сегодня на прогулке посмотрим, что из живого и неживого нас окружает. На улице: Игра «Живое - неживое» с мячом. Рассматривание живых и неживых объектов.В группе: Зарисовка наблюдений. Оформление схемы «Неживые объекты».7 августа 2016 в 22:39
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.