Юлия Вениаминовна Залазаева, воспитатель детского сада "Ладошки"

"Живое - неживое" (беседа в средней группе по технологии Н.М.Крыловой "Детский сад - дом радости"

 Образовательная область: «Коммуникация», «Познание».

Цель: Пополнение и систематизация  знаний  дошкольников  о живых организмах, о природных явлениях.

Программные задачи: - образовательные:

 -пополнять, систематизировать знания детей;

- раскрыть зависимость живых организмов от неживой природы;

- активизировать словарь детей

-развивающие: способствовать развитию:

- связной  речи детей, побуждая использовать в речи прилагательные;          

 -  навыков свободного общения детей между собой и с взрослым;

 - умения отстаивать свою точку зрения;

- произвольного  внимания, ассоциативного мышления и фантазии детей.                                                         - воспитательные:

- воспитывать любовь к родной природе;

- воспитывать чувство прекрасного при общении с миром животных.

Интегрируемые образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

 - речевое развитие,

- физическое развитие.

Словарная работа: живое, неживое, материалы, инструменты, дышат, растут, питаются, передвигаются, размножаются, живая природа, неживая природа,красота.

Предварительная работа: 

- ежедневные наблюдения на прогулке,   наблюдения за птицами,                                         - рассматривание иллюстраций о живой природе,

- помощь воспитателю в уходе за комнатными растениями,

- наблюдение за пересадкой растений.

- кормление рыбок, наблюдение за чисткой аквариума,

- опыты с водой, камнями, песком, глиной,

-работа со схемой «живое-неживое»,

- чтение и разучивание стихов,

 - пальчиковые, речевые и дидактические  игры.

Демонстрационный материал: - Схема «Живое-неживое»,

- Цветущий комнатный цветок,

- Рыбки в аквариуме,

- Изображение птицы в клетке,

- Контейнеры с водой, камнями, землей, глиной, песком.

- Игрушка Незнайка с большой сумкой.

Форма проведения: совместная деятельность.

Ход деятельности: Мотивация до завтрака:

В: Сегодня я шла в детский сад и увидела, как высоко в небе летит самолет, а ниже его летит ворона. И задумалась! Они живые или неживые?

Д: полилог детей. Да, ворона  живая, нет, неживой самолет, но все равно летает!

В: - Кто считает, что ворона  живая? Она кто? Почему вы думаете, что она живая?

Д:- Ворона – это птица. Она умеет летать, передвигаться, летает с помощью крыльев, у нее есть хвост и перья. Она клюет зернышки…

В:- А кто считает, что самолет живой?  Он тоже летит, двигается.

Д: Нет, он неживой! А летает он, потому что его сделали!

В:- А вот как его сделали и кто, мы с вами поговорим после завтрака…

В: -О чем мы говорили с вами до завтрака?  Откуда же  взялся самолет?  Кто его сделал?

Д:- Его сделали умелые люди на техническом заводе.

В:-А кто мне может рассказать, как же его сделали?

Д:- Задумали, взяли материалы – и металл, и резину, и стекло, и пластмассу, выбрали инструменты – станки, все сделали по - порядку и получился в результате самолет.

В:- Полетели на самолете!  

Организационная игра «Самолеты».

В:- Самолеты идут на посадку.

В:- Тук-тук-тук. ( Пришел Незнайка с большой сумкой.)

Незнайка. – Как тут у вас весело, красиво. А на улице так плохо, ни одного листика нет, деревья все голые стоят. А у вас такая красота! Цветы распускаются, рыбки плавают, а в соседней группе птички поют. Вы их каким ключиком заводили?    Д:- Они живые, сами двигаются!

Н:.- Как это живые?  Что значит живые?

В:- Кто сможет объяснить Незнайке, рассказать ему о признаках живого организма?

Д:- Они дышат, растут, едят (питаются), передвигаются и размножаются.

Н:-  Живые… Как здорово, как красиво! Я был в другом детском саду, и ребята меня попросили принести имКРАСОТУ. Вы мне дадите свое красивое, я и отнесу. У меня даже сумка с собой есть!( Воспитатель показывает большую сумку Незнайки)Вы поймайте одну рыбку сюда, от  этого растения грязь отряхните, и оно в сумку поместится, потом туда птичку я положу, в соседней группе попрошу, сумку закрою, пусть в ней попрыгает немножко.

В:- Незнайка, Незнайка!... Кто же так делает? Ребята, правильно Незнайка решил сделать, собрав всех в одной сумке?!

Д:- Нет, неправильно! Он все перепутал!

В:- Ну, конечно! Незнайка как  всегда ничего не понял, ему надо убедительно доказать, почему неправильно то, как он хочет поступить.

Дети приводят доводы  в неправильности поведения Незнайки.

В: - Что может произойти в сумке с рыбкой, кто объяснит Незнайке?

Д:- Она может погибнуть, стать неживой.

В:-Почему она может стать неживой, что должен знать Незнайка, чтобы не сделать ошибки?

Дети доказывают, что рыбка живая, называя пять признаков живого.

В:- А растение живое? Докажите. (…)

В: - А птичка живая? Докажите. (…)

В:-  Итак, что же хотел перенести Незнайка в другой детский сад? Какую красоту?

Д:- Незнайка хотел отнести все живое, и положить это в одну сумку! А так нельзя! Рыбка же погибнет без воды… Цветок завянет без земли и засохнет, если его не поливать долго…А птичка домашняя, и без клетки жить не сможет…

Н: - Я понял, живое в другой детский сад переносить нельзя!

В: - Правильно, Незнайка! Нельзя переносить в сумке!  Ребята, так что же нужно сделать, чтобы потом поделиться своей красотой с другими детьми?

Д:-  Цветок нужно оставить в земле, полить его и дальше ухаживать за ним. Тогда он будет радовать нас своей красотой!

В:- Значит, растение нужно оставить в земле, а рыбку? (воспитатель показывает контейнеры с водой, землей)

Д:- Рыбку нужно оставить в ее аквариуме.

В: - А чтобы рыбка жила долго, что ей надо для этого, какие условия? (воспитатель показывает  контейнеры с камнями, с песком)

Д:- У нее должна быть чистая вода, чистые камни на дне, песочек. А для питания рыбке нужны водоросли…               

В: - Вы согласны, что рыбка, растение, птичка – все живые. Почему?

Дети повторяют пять признаков живого организма, показывая соответствующие картинки.

В:- Это все ЖИВОЕ (обводной жест), а как мы можем одним словом назвать все, что лежит в контейнерах? (обводной жест). Это все какое?

Д:-Это все НЕЖИВОЕ!

В:- Все согласны?  Если вы думаете, что это - живое, надо доказать. А если думаете, что неживое, тоже надо объяснить свою точку зрения.

Дети пытаются доказать,  опираясь на признаки живого организма.

В:-Чем  похоже все живое? (дети называют 5 признаков живого)

В:- По каким признакам камень  неживой? (…)

В:- Кто докажет, что песок неживой? (…)

В: - Про землю кто докажет? (…)

В: - Про воду? (…)

В: - Значит, про все это как мы сможем сказать одним словом?

Д: - Это неживая природа!

В: - Почему?

Д:- Нет признаков живого!

В:- А мы с вами какие? Почему мы живые? Кто сможет объяснить?

Дети объясняют, опираясь на схемы-карточки.

В: - А одежда у нас живая или нет? Докажите. (…)

В:-Что еще есть вокруг нас неживого?

Д:-Естьразные предметы и вещи.(называют…)

В: - Как вы думаете, нам хорошо с неживым? Почему?

Д: Да, хорошо. Неживое нам помогает…

В: - Тогда скажите, рыбке хорошо в неживой воде? Почему?

Д: - Это ее дом, он дышит в воде воздухом, питается в воде водорослями.

В: - А земля живая или нет?

Д: - Нет!

В: - Почему тогда растению хорошо в земле?

Д: - Его корни в земле питаются полезными веществами. Оно растет в земле…

В: - А птичка почему не смогла бы находиться у Незнайки в сумке?

Д: - Там темно и мало воздуха. А птичка дышит воздухом…

В: - Как вы думаете, а воздух живой?

Д: - Нет!

В: - Значит, и живой птичке нельзя без неживого воздуха! Так что же не знал Незнайка, когда решил всех посадить в сумку? Кто ему объяснит его ошибки?

Дети поочереди  рассказывают о каждом живом объекте, объясняя Незнайке его ошибки.

Н: - Я понял! Я лучше позову детей к нам в детский сад, чтобы они пришли и полюбовались нашей  КРАСОТОЙ!

В: - Хорошо, Незнайка, приводи своих детей, наши ребята и им смогут объяснить, почему живые организмы должны жить в своих условиях! Незнайка забирает свою сумку и уходит… А мы сегодня на прогулке посмотрим, что из живого и неживого нас окружает.

На улице:

Игра «Живое - неживое» с мячом. Рассматривание живых и неживых объектов.

В группе:

Зарисовка наблюдений. Оформление схемы «Неживые объекты».
7 августа 2016 в 22:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.